Цитата:
Мы с Вами лично не знакомы, поэтому первый вопрос- удобно ли к Вам обращаться по имени?
Нет проблем
Цитата:
В свете последних решений, не изменилась ли генеральная линия партии?
От генеральной линии партии я не уклоняюсь – колеблюсь вместе с ней.
Но после многочисленных прослушиваний и подпольных измерений, появились сомнения в её правильности. Кое-что втихаря скорректировал
Цитата:
В комментариях к схеме активного фильтра Вы указали, что НЧ режется вторым порядком на 190 Гц, а СЧ первым на 320 Гц. Не будет ли завала в этом диапазоне (190-320 Гц)? Я вот думаю себе сделать на НЧ регулируемую частоту среза, допустим 100-300 Гц для более гибких настроек, тк еще не определился, что будет на СЧ-ВЧ. Насколько правильный такой подход?
Завала нет и это видно по графику. 320 Гц на СЧ, это частота среза ФВЧ образованного межкаскадным конденсатором С = 15нФ и входным сопротивлением усилителя = 33кОм. Т.е. это «электрический» фильтр 1-го порядка. Но т.к. динамик это не резистор и имеет нелинейную АФЧХ (в данном случае спад ниже 150 Гц и горбик в районе 150 – 800Гц), получилась ровная АЧХ с «акустическим» спадом 2-го порядка и частотой среза (по -6дБ) 220Гц.
Номиналы деталей фильтра для НЧ динамика, соответствуют ФНЧ 2-го порядка с частотой среза 190 Гц и Q = 0,6. Акустическая АЧХ со срезом по -6 дБ, тоже = 220Гц.
По фильтру с регулировкой частоты среза.Где то у меня валяется плата для настройки 3-х полос. Четыре галетника на 10 положений позволяют менять частоту среза с дискретностью 50 Гц. Центральные частоты 500 и 5000 Гц. Порядки 2-е. Зря потраченное время и средства, путь в никуда.
Потому как оказалось, что для правильного согласования с соседней полосой бывает нужен не 2-й порядок, а 1-й или 3-й, может даже полуторный. И добротность не 0,49 (Линквиц-Райли) или 0,71 (Баттерворт), а к примеру 0,6.
Живой пример - последний график АЧХ. Видим, что на разделе НЧ-СЧ акустические порядки фильтров 2 и 2, раздел СЧ-ВЧ 3 и 3. Для реализации такой АЧХ потребовались электрические фильтры: на НЧ-СЧ 2 и 1 пор., СЧ-ВЧ 1,5 и 3 пор. Почему так, расскажу ниже.
В общем, начал изучать измерительный софт и программы CAD. За один вечер при наличии измерительного микрофона, можно спроектировать фильтры практически для любой АС.
Цитата:
На своем сайте Аудиокиллер предложил активные фильтры и расчет для двухполоски. Там он делит ее третьим порядком НЧ-ВЧ на частоте вроде 3,5 кГц. Если поделить на 300 Гц, или 3-й порядок это не наш путь?
Дело не в том, что 3-й порядок «не наш путь». Какой он должен быть, решает ровная АЧХ в зоне совместного излучения полос и когерентность фаз в месте прослушивания. Плюс к этому, нужно учитывать, как близко к частоте среза расположен резонанс.
Выше я писал, что динамик в отличии от резистора, имеет кривую АФЧХ и импеданс, которые нужно учитывать при проектировании фильтров. Кроме этого, приходится учитывать и другие параметры; расстояние между центрами излучателей, их размеры и относительную разность акустических центров.
Неплохая статья на эту тему: «Непростой расчет кроссоверов акустических систем»
http://wzone.vegalab.ru/_media/faq/calc ... df-001.pdfИ книга С. Бать «Любительские громкоговорители-3» гл.2 «Кроссоверы громкоговорителей».
http://cxo.lv/images/stories/Books/electro/bat3.pdfАудиокиллер для расчета фильтров, использовал программки оперирующие лишь сопротивлением ГД. Возможно поэтому, он в статье «О пользе биампинга» пишет: Активный кроссовер для биампинга я сделал давно. Сам по себе он работает великолепно, но вот АЧХ колонок, подключенных к нему, мне не нравится.
Цитата:
Можно ли применить корректор Линквица для НЧ секции? Чисто теоретически, у меня получилось что по рассчетам мои динамики в ЗЯ дают в 50л. примерно 50Гц по -3дБ, то с корректором даже без отрицательного вых. сопротивления усилителя в 40л. играют до 38Гц. Ну так у меня получилось. Как думаете, достойна такая реализация хиэнда?
Можно, я тоже хотел применить, тогда саб скорее всего был бы не нужен. Но вмешалась комната
Кстати, выходное сопротивление усилителя для саба, у меня положительное (ИТУН).
Цитата:
Нужно ли в этом случае применять сабсоник?
В основном это зависит от максимального линейного хода динамика и звукового материала.
Это можно определить на глаз. Если на максимальной громкости, при которой Вы слушаете музыку с содержанием суббасов, колебания динамика не превышают линейный ход, то сабсоник не нужен.
P.S.
Об изменениях.
По вышеназванным причинам удалены регуляторы частоты среза и фазы в канале сабвуфера. Удалён за ненадобностью компенсатор баффл-степа, т.к. АС стоят сейчас почти вплотную к стене. Соответственно стал не нужен и буфер на OP1/2.
В корне поменял концепцию сведения на НЧ.
На НЧ, АЧХ АС установленных по середине комнаты, в корне отличаются от АЧХ АС установленных на штатном месте (возле стены) и измеренных с места прослушивания (возле противоположной стены). Кроме общего подъёма АЧХ ниже 300 Гц, в полный рост присутствуют горбы и провалы от стоячих волн. Кроме этого, в месте прослушивания существует интерференция от двух АС. В моём случае, сигналы в диапазоне 60 – 120 Гц, к месту прослушивания приходят в противофазе. Т.к. музыкальный сигнал в этом диапазоне обычно излучают обе АС, то на суммарной АЧХ в области 60 – 120 Гц образуется провал переходящий в горб 55 Гц - стоячая волна.
(к сожалению картинка не вставляется)
И как такое безобразие с сабом сшивать? Без саба тоже фигня, провалена целая октава.
В последствии было решено; ослабить в АС частоты ниже 120 Гц фильтром 1-го порядка (уменьшение ёмкости конденсатора на входе усилителей), подавить пики от 55 Гц режекторами, сшивать саб с АС на тех же 120 Гц высоким порядком (акустический получился 6-й).
viewtopic.php?f=4&t=2502