Лампа 6Ф6С (6F6 с разными буквенными индексами) хорошо известна самодельщикам, однако не особо популярна, хотя, появившись в 1935 году, широко применялась в «золотую эру» лампового аудио.
Причин малой популярности достаточно, как то: меньшая мощность, чем у 6П3С и аналогов, при большей цене, чем и у 6П3С, и у 6П6С, меньшая распространенность/доступность, а также – скудность подробных описаний удачных современных завершенных конструкций усилителей.
В ряде случаев утверждают возможность прямой замены 6П6С на 6Ф6С и наоборот, однако это верно лишь в отношении режимов по постоянному току. В отношении же оптимальной величины анодной нагрузки и прочих параметров это не так.
У меня в планах – несколько разных усилителей на этих лампах и я посвятил некоторое время их изучению.
Хорошо известны паспортные режимы 6Ф6С для однотактного выходного каскада:
Ua = Ug2 = 250V, Ia = 34 mA, Ra = 7 kOm
Ua = 280V, Ug2 = 250V, Ia = 38 mA, Ra = 7 kOm.
Смещение в обоих случаях приблизительно -15–17 вольт.
Анодное напряжение допустимо и выше (до 380 вольт), однако во избежание превышения максимальной мощности, рассеиваемой на аноде (11 ватт), при этом приходится увеличивать величину напряжения смещения и уменьшать величину тока покоя, что уводит рабочую точку в область роста искажений и уменьшения выходной мощности.
Я макетировал выходной каскад при большом разнообразии его параметров по постоянному току и обнаружил (не утверждаю, что «открыл Америку», но нигде такого не встречал), что при уменьшении напряжений питания экранной сетки до 220-230 вольт существует чуть более высоковольтный режим анода при отменной звуковой картине. А именно:
Ua = 320-325V, Ug2 = 230V, Ia = 32-33 mA, Iк = 37-38 mA, Ra = 8 kOm, смещение –13 вольт.
Все разнообразные пробные режимы я проверял путем прослушивания с имеющимися у меня источниками и акустическими системами. И этот режим меня впечатлил. Звучание широкополосных АС на динамических головках CELESTION K12H-200TC оказалось настолько же впечатляющим, как и при их работе с двухтактным усилителем на лампах EL6, который я считаю одним из лучших, сделанных мною.
Вложение:
EL6.jpg
Естественно, что у макета на 6Ф6С максимальная выходная мощность существенно меньше.
Сравнил звучание с однотактным усилителем на 6П9… и понял, что он «проигрывает» 6Ф6С. Еще неделю с перерывами слушал макет и решился на переделку усилителя на 6П9 – блок питания оставил прежний (благо там анодная обмотка силового трансформатора с несколькими отводами и можно получать разные напряжения), а каналы усиления на 6Ф7+6П9 заменил новой схемой.
Вложение:
6Zh3_6F6S_LM_.jpg
В первом каскаде усиления использовал лампы 6Ж3 в триодном включении. Переключение входов оставил по схеме плавного отключения/включения запараллеленных ламп.
В ходе прослушивания с двухполосными и трехполосными АС (фильтры первого порядка) добавил ООС (резистор 300 кОм между анодами первого и второго каскадов).
Вот, теперь это мой основной «кабинетный» усилитель.
Вложение:
6F6S_6Zh3_LM.jpg
Всем хорошего звука!