История этого проекта немного необычна. Редко случается так, что под готовый корпус подбираем динамические головки…
Предложили мне некоторое время назад динамические головки 15ГД-12. Интересны они тем, что их подвижная система имеет две независимые катушки сопротивлением 8 Ом, которые можно соединять как параллельно, так и последовательно, так же как и использовать только одну из них. Мне было интересно ими заняться, но об этом – в другой раз. Но одновременно («в нагрузку») к этим головкам прилагались «полуготовые» корпуса АС. 15ГД-12 мне были нужны, вот и не возражал я против корпусов.
Не знаю, кто эти корпуса когда-то сделал, но мне понравились три особенности:
- очень качественный шпон
- скругленные грани (именно грани, а не углы) корпуса
- очень точно вырезанные отверстия под динамические головки, причем под СЧ и ВЧ еще выбранные посадочные углубления.
Смущало только то, что передняя панель была из необработанной ДСП светло-коричневого цвета (фото забыл сделать). Проблему решил с использованием аэрозольной краски «под камень» коричневого цвета.
Вложение:
4GD5_4GD53_6GD13_1.jpg
Шпонированные стенки покрыл паркетным лаком, а заднюю стенку укрепил накладкой из куска клеенного щита и покрыл тонированным лаком.
Но это были вопросы эстетики, где решений нужно было немного и пришли они легко. А вот – с динамическими головками…
Небольшой внутренний объем - 28 литров четко ограничивал «свободу маневра» с НЧ-головками. Но ещё больше ограничивал выбор диаметр готового отверстия под НЧ-головку – можно было использовать только 8-дюймовые модели… Для более компактных головок делать накладки с отверстиями меньшего диаметра я не хотел. И тут вспомнил, что у меня «в тумбочке» давно лежат совершенно новые (с коробочного хранения) 4ГД-5РРЗ. Их называют «младшими братьями» 6ГД-2. Это справедливо лишь отчасти, поскольку ТС-параметры у них отличаются. 4ГД-5РРЗ предназначены для закрытого акустического оформления. Устанавливались, среди прочего, в акустические системы радиол «Рига-101» и «Рига-102». Причем, эти АС выпускались в четырех вариантах (отличались пропорциями и объемами корпуса): АС80-2-1, АС80-2-2, АС60-2-1 и АС60-2-2.
Вот я и решил попробовать, что с ними получится.
Вложение:
4GD5_4GD53_6GD13_3.jpg
Далее, исходя из размеров отверстий и выбранных углублений, в качестве СЧ-головок подходили 4ГД-53 (5ГДШ-5-4), а в качестве ВЧ – 10ГД-35 и 6ГД-13. Последние (новое название 6 ГДВ-4-8), несомненно, получше будут, их и выбрал.
Вложение:
4GD5_4GD53_6GD13_2.jpg
Схема фильтров
Вложение:
4GD5_4GD53_6GD13.jpg
Установил головки в корпус без проблем. Отверстия под крепежные винты были сделаны с большой точностью.
Вложение:
4GD5_4GD53_6GD13_4.jpg
Но, как оказалось, головки получились расположены столь близко друг к другу, что никакие декоративные решетки не удавалось использовать, так как они неизбежно оказывались краями внахлест. Пришлось поработать надфилями, чтобы сделать соответствующие выемки в краях решеток.
Вложение:
4GD5_4GD53_6GD13_5.jpg
Наконец – все собрано. Включил ЦАП и усилитель – слушаю.
Жанровость АС очевидна.
Джулия Лондон, Элвис Престли, Оскар Бентон, Мелоди Гардо – потрясающая детализация и эффект присутствия. Камерная классическая музыка, скрипичный квартет, клавесин звучат великолепно.
А, вот, что-нибудь потяжелее – уже впечатление бледнее. Ну, это и было ожидаемо.
Снял АЧХ (разные положения микрофона).
Вложение:
4GD_5_Spectrum.jpg
Поскольку головки 4ГД-5 совершенно новые/неиспользовавшиеся, им предстоит длительная разминка звуковым сигналом на хорошей амплитуде («прогрев»). Затем поэкспериментирую с заполнением объема корпусов рыхлой ватой.
Работа продолжается.
Всем хорошего звука!