То о чём напишу, скорее всего, известно всем, но у меня с реальными картинками.
Наверное, всем знаком эффект, когда при прослушивании музыки слышно бубнение на одной ноте? Особенно это заметно, если выйти в другую комнату. Там только эту ноту и слышно. Тот же эффект рядом с клубом или пацаномобилем. Кого-то это штырит, а мне как пел Семёныч: «Как обухом - по голове!»
Виной всему резонансы. Если не считать дребезга мебели, их можно подразделить на две категории. Первая: резонанс АС. И опять же, не дребезг тонких стенок или хлипкого диффузодержателя (хотя и эти дребезги неприятны). Здесь рулит повышенная добротность АС, при которой в следствии недодепфированности НЧ динамика, на АЧХ образуется резонансный горб. Получается это, когда динамик с добротностью больше 0,6 пытаются всунуть в ФИ, практически вся мультимедиа этим страдает. Это же происходит если усилитель имеет высокое выходное сопротивление ИТУН. Или другой классический пример, динамик вполне подходящий для ФИ, засовывают в малый объём, пример – S90 (но не все).
Вторая категория – комнатные резонансы, они же стоячие волны, они же аксиальные моды, кому как удобней. Если у Вас комната по форме не напоминает Пентагон, то их всего три, вернее три основных. Вторые и третьи гармоники тоже дают свой вклад хоть и меньший. Их частота находится просто. Нужно половину длины волны звука в воздухе (172), поделить на размер сторон комнаты, ширину, длину, высоту.
На этих частотах растёт групповое время задержки. По простому, если есть в звуке частота, совпадающая с частотой моды – комната «заводится». Звук уже пропал, а комната всё «поёт».
Но благодаря этим комнатным эффектам, хоть как то играют АС с высокой частотой среза на НЧ. В качестве примера, последний мой «шедевр» - доработанная 6АС-2
viewtopic.php?f=4&t=2188Вложение:
Сравнение2.JPG
На рисунке, места расположения микрофона и АС. Красным – стенд для измерения АФЧХ динамиков. Измеряю я безэховым методом, который в реалиях такой комнаты позволяет получить АЧХ без отражений, от 300гц. Это позволяет сводить фильтры практически любой АС, естественно кроме тех, у которых раздел ниже 300гц. Но иногда нужно посмотреть всё как есть, поэтому эти измерения проведены на всю полосу.
Микрофон расположен в геометрическом центе комнаты, там моды имеют минимальное звуковое давление.
Что мы и видим на нижних графиках. Зелёным – симулированная АЧХ АС для рассчитанного фильтра. Чёрным – реально измеренная. Если взять за «полку» -60дб, то симуляция показывает уровень 50гц - на 16дб ниже полки. Измерение на -12дб. Тут к разнице в «симуляция – измерение», нужно относится с пониманием. Т.к. комнатный провал на 70 герцах, в симуляторе не предусмотрен.
Ну а теперь установим микрофон в точку прослушивания (на рисунке чёрным). А АС, в одно из трёх положений.
Смотрим верхние графики. Разброд и шатание начинаются в основном, ниже 150гц.
Кстати, то же самое будет, если таскать влево – вправо микрофон (то бишь голову с ушами). Но при удачном расположении ушей и АС, можно получить вполне приемлемую на НЧ АЧХ. Смотрим выделенный график. Если за полку взять -40 дб, то и 50 гц будет, как говорят в полку, а 40гц на уровне -10дб.
Оно и правда, колонки хоть и мелкие, но в комнате басят хорошо, хотя без глубоких басов звук не натуральный.
Тут бы впору сказать, а зачем делать полнодиапазонные АС, возьми динамик чуть лучше, что бы вниз дальше шёл, ящик под него чуть больше, а там комната даст полку и до 20гц?
Фиг вам, сказал бы кот Матроскин. Не всё стояки могут. Да и слушать их немногим приятнее, чем S90. В приличном обществе за такое восхваление стоячих волн, вполне могут и канделябром по мордам-с. Или так.
Вложение:
Ухи.jpg
Избавляются от них всеми силами.
Самый эффективный метод – от двух и больше сабов, с регулируемым временем задержки.
Самый дорогостоящий – щиты ловушки.
Есть электронный, по типу параметрического эквалайзера.
Я свожу саб с басовиками на пике стояка.