Попробую показать наглядно для чего нужны измерения.
К примеру имеется недорогой 6.5" мидвуфер. Если к нему через кондёр пристыковать хорошую пищалку (как делается в большинстве случаев при настройке ушами
![Mr. Green :mrgreen:](./images/smilies/icon/mrgreen.gif)
), то все 5(10)ГДШ и любимый когда то 4А28 отправляются в гараж. Да, забыл сказать что корпус ЗЯ расчитан по параметрам ТС (опять эти измерения).
Играет день, два - нирвана
![Violin :violin:](./images/smilies/eusa/violin.gif)
Со временем приходит ощущение что не всё так красиво. Где-то излишне ярко, голос тонковат а потому и масштабности нет, и звук из колонки идёт, явно с фазой не всё в порядке. Начинаешь всерьёз заниматься фильтрами. На НЧ набор катушек через переключатель, на ВЧ кондесаторов. Есть у меня такой девайс. Вроде лучше стало. Но через неделю приступаешь к фильтрам второго порядка. Ещё неделя паек-перепаек и вроде нормально. НЧ 2-й, ВЧ 1-й порядок. Частота раздела? Да хрен её знает, играет ведь. Вот такая настройка. Но всё равно не покидало ощущение, что можно сделать лучше. И как оказалось можно!
Теперь перейдём к измерениям. Вот АЧХ того мида.
Вложение:
нч.png
Синим - измерение в ближнем поле с 10см (рекомендуется с 1-2), комнатные отражения почти не видны.
Зелёным - АЧХ снятая с 70см с "временным окном" т.е. до прихода первого комнатного отражения. Т. к. измерения проводились в небольшом помещении, нижняя частота ограничена 300гц.
Мы видим что расчёт ящика был выполнен правильно. Горба в области НЧ нет, АС бубнить не будет. Саб нужно резать на 65-75гц.
А вот на расстоянии 70см явно видно влияние Baffle step. Горбик на 1кгц и спад с 700гц (размер колонки 410*190)
Если при расчёте фильтров не учесть этот спад, появляется ощущение "маленьких колонок" и отсутствие масштабности. Особенно если колонки стоят не вплотную к стене.
А самое главное - горб на 4,5кгц (присутствует у большинства недорогих мидов, частота зависит от размера). Как в последствии оказалось, его и вторым порядком трудно задавить, пришлось применить режектор.
А дальше измеренные АЧХ и импеданс головок закидываете в симулятор ( к примеру LspCAD). А там выбором частоты раздела, порядка, крутизны фильтров, Цобелями, режекторами и т.д. добиваетесь необходимой АЧХ. Не нравиться ровная АЧХ, нарисуйте нужную целевую и включите автоматическую оптимизацию. Главное следить чтобы фаза на частоте раздела не разъехалась. и внеосевые были приличные.
По полученным номиналам подбираете компоненты и строите фильтр. Измеряете готовую колонку. Если не накосячили при первичных измерения и изготовлении фильтра, АЧХ будет как полученная в симуляторе. Проверено!
А вот дальше только уши.
По поводу инструментария. Вот параметры моей простенькой звуковой карты (интегрированной)
Вложение:
HD Audio АЧХ.PNG
АЧХ с компенсацией обозначает измерения в двухканальном режиме. Когда один канал является опорным, другой измерительным. АЧХ при этом идеально ровная. Кг = 0,0046%. Зачем нужен спектроанализатор за 15000$ для измерения акустики?
А вот АЧХ микрофона
Вложение:
ecm8000_freq.png
Не нравиться подъём в 1.5дб после 2кгц (кстати тоже влияние Baffle step, нафига такую толстую трубку сделали?). Вставьте в измерительную программу файл калибровки. Он индивидуальный для каждого микрофона.
Вот примерно так. А то у нас спор какой то беспредметный. Ссылки на горе-конструкторов, ушастых спецов и крутую аппаратуру.