Однако, пора вернуться к нашим баранам. Немного напряг мысль. Около пятидесяти лет назад развитие бытовой электроники вышло на новый уровень. Появилось стереовещание и стереозапись . Дом потребителя стал загромождаться высококачественной аппаратурой. И это уже была не радиола, где в одном ящике был радиоприемник, проигрыватель пластинок и акустика. Правда были попытки в один ящик засунуть и телевизор, и радиолу и магнитофон. В результате пришли к концепции. Телевизор остался сам по себе, а вот остальное было разделено на составляющие и объединено в комплекс: радиоприемник (тюнер) с выходом для подключения к внешнему усилителю мощности, проигрыватель, магнитофон, усилитель, точнее усилительно- коммутационное устройство (УКУ) и акустика. Для того, чтобы изделия разных производителей можно было в этот комплекс объединять, был разработан и первый стандарт DIN 45500. Сделано это было в Германии. Почему проигнорировали уже существующий профессиональный стандарт Ri=600 Om. Zвх=600Om, симметричная линия, Рвых=0, +3, +6 Дб, Рвх=0Дб, на мой взгляд имеются две причины. Во-первых, учли интересы производителей – это дорого. Во-вторых, достигнутое на тот момент качество позволяло идти по более простому пути. И сегодня этот стандарт удовлетворяет согласование массовой аппаратуры. Маленькое отступление по поводу музыкальной культуры. Иоганн Штраус старший писал вальсы, а его сын Иоганн Штраус младший, писал оперетты. Почему? Венским бюргерам стало лень танцевать самим. Они предпочли сидеть за столиком в кабаре и смотреть, как это делают профессионалы. Это культура буржуазии, музыку для них должны исполнять профессионалы. Культура народа. Парень из русской деревни сто лет назад просто не имел права не уметь играть на гармошке. Иначе ценность его, как жениха, слегка девальвировалась. Музыка- это продукт для души. И если человек в горе ли, в радости ли берет сам в руки инструмент, на этом не заработаешь. Вырос я в лесном поселке. Электричество в поселке было, от собственного дизель-генератора. По окончании строительства Воткинской ГЭС, появилось оно и в соседних деревнях. В это время происходило насыщение рынка радиолами. Массово стали выпускаться пластинки. Всесоюзное радио даже иногда баловало нас композициями Битлз. Это породило моду на ВИА а ля Битлз. На гармошке стало играть не модно, а научится играть на гитаре, было сложно. В результате в выпуске 1964 года только половина парней умела играть на гармошке. А в моем классе в 1965 году гармонистов было только два человека. И так постепенно мы превратились в тех самых венских бюргеров – потребителей музыки. Но среди потребителей всегда были и есть люди с повышенным музыкальным слухом и чувством гармонии, которых не удовлетворяла самая дорогая массовая звуковоспроизводящая аппаратура. А некоторые ещё и умели держать в руках паяльник. И стали они ваять аппаратуру своими руками. И не безуспешно. Но, походив по разным форумам, я пришел к выводу, что есть одна неразрешенная проблема. Это стыковка составляющих системы. Как только речь заходит о соединительных кабелях для подачи сигнала начинается шаманство и изотерика . Я протестировал такие-то кабеля и выбрал из них такой-то лучше всего звучащий. Я сплел проводки в косичку, пропустил сквозь пуговки, и тому подобное и добился необходимого качества звучания. Другие начинают измерять емкость и индуктивность кабеля и с помощью формул для расчета согласования ламповых каскадов определять частоту среза получившегося ФНЧ. А так же рассуждать о скин-эффекте и поляризации диэлектрика. В чем же дело? Объектом ваяния меломанов от паяльника в подавляющем большинстве случаев является ламповый усилитель мощности, определяющее звено в высококачественном звуковоспроизведении. А стыковаться он должен с промышленным источником сигнала и акустикой. И вот тут нам свинью подкладывает стандарт DIN45500 и его последующие клоны. Стандарт требует: Ri источника сигнала должно быть в пределах 600 Ом – 1 кОм, но нагружать его можно на 10-20 кОм потому и Zвх усилителя мощности делается не менее этих величин. Для соединения источника сигнала и усилителя мощности используется кабель. Но. Как только мы объединяем два проводка в кабель мы получаем так называемую ДЛИННУЮ ЛИНИЮ. Характеризующуюся не емкостью и индуктивностью, а их производными, волновым сопротивлением ?(Zв), затуханием ? и скоростью распространения волны ?. Так как учебник по Технической электродинамике я сдал в библиотеку очень давно, то приведу только одну упрощенную формулу Zв= ?L/C , не учитывающую сопротивление проводников и проводимость изоляции. По линии передается энергия ( мощность) а не напряжение. Необходимое условие для эффективной передачи Ri=Zв=Zвх. При тех материалах и размерах большинство НЧ кабелей, в зависимости от конструкции и назначения укладывается в диапазон Zв= 200-1000 Ом. То есть источник сигнала мы можем считать согласованным с кабелем. А вот 10-20 кОм на входе усилителя будут определяться как обрыв. При этом звуковой импульс отразится от конца кабеля и вернется в источник сигнала, наложившись в фазе на исходный сигнал, с задержкой в 10 наносекунд при длине кабеля 1 метр. Для 100 Гц это может быть и не существенно, то для 10 кГц уже кое-что. А если и источник сигнала не согласован, то импульс проделает этот путь несколько раз. И вот это размывание сигнала отражениями и убивает чистоту звука. Кроме этого действительно ещё и образуется фильтр нижних частот. Кто мне не верит, пусть возьмет кусок кабеля метров 10 длиной и пойдет в ближайший кабельный участок Укр или Ростелекома и там ему с помощью измерителя неоднородностей линий продемонстрируют все это в полной красе. Я эти измерения делал сотни раз. Прошу так же пройти по ссылке
http://habrahabr.ru/post/145612/. Правда, рассуждения автора, на мой взгляд, не совсем корректны. Но, может, это вина переводчика. Казалось бы, решение лежит на поверхности, подключил на вход усилителя сопротивление 600 Ом, и все дела. Но. По стандарту мы не можем нагрузить источник на сопротивление менее 10 кОм. При 2 вольтах на нагрузке 600 Ом, с учетом потерь на Ri источника, он должен выдать мощность около 30 мВт. Что бывает при перегрузке усилителя, рассказывать не надо. Переместимся на выход усилителя. Тут ситуация ещё хуже. Усилитель Ri единицы или доли Ом, акустика 4-16 Ом и между ними кабель 600 Ом. Для кабеля акустика – короткое замыкание, да и выход усилителя также. Потому звуковой импульс будет многократно отражаться от концов, каждый раз переворачиваясь по фазе. Да и длина кабеля уже не один метр. А как же бороться с этим. А к этому уже пришли интуитивно. Я только подложу под это теорию. На одном из форумов человек пишет: Я взял кабель ТПП100Х2 и соединил все сто пар параллельно. Одна пара Zв =600 Ом. Две пары в параллель - 300 Ом. Сто пар в параллель- 6 Ом. Это корректное решение, так как пары в кабеле однородны. Плетение косичек тоже дает результат, но он непредсказуем. И выходное сопротивление усилителя тоже должно соответствовать акустике и кабелю. А как же демпфирование головки громкоговорителя выходом усилителя? Когда об этом в первый раз задумались, усилитель и громкоговоритель находились в одном ящике, и между ними не было кабеля. А громкоговоритель нужно питать током и демпфировать акустически , это уже давно написал Эфрусси. Когда мы хотим получить Звук с большой буквы, нужно учитывать все мелочи, законы физики они и в Африке законы физики. Проще всего сказать: Какое там на НЧ может быть волновое сопротивление. Когда мы воспроизводим фонограмму, особенно старую, мы не задумываемся, как она сделана с таким качеством, которого не может достичь наша аппаратура. А стоит. При записи в концертном зале, микрофон (200 Ом) по кабелю (200 Ом), длиной десятки метров, на вход усилителя (200 Ом) по 600 Ом линии километры до студии звукозаписи качество не теряется. Все кабели связи имеют полиэтиленовую изоляцию. Это лучшее, по соотношению цена – качество. Даже микрофонные кабеля сделаны из полиэтилена. Хотя его нельзя применять в помещениях по пожароопасности