Получать ответ на вопрос «что лучше?» из акустических систем, усилителей, источников и так далее считается правильным путем сравнительного прослушивания. Но в украинско-русскоязычных текстах я не встречал изложения принципов того, как это правильно делать. С позволения коллег, изложу то, что знаю из многих источников.
Общие соображения Оценка при помощи органов чувств – предельно субъективна. Уважаемый Bubi заметил недавно, что при прослушивании имеет значение и самочувствие человека. То есть, фактор субъективности неизбежен. Но это только фактор индивидуальной субъективности. А есть еще коллективная (социумная) субъективность. Здесь никаких попыток кого-либо обидеть. Источники, как это называют, систематической ошибки, обусловленной социальностью человека 1. «Влияние толпы». Или «влияние компании, коллектива и т.д.». 2. Влияние признанного авторитета или нескольких авторитетных людей. 3. Влияние цены. Не все готовы без предубежденности сравнивать акустические системы за 29000 и 290 единиц. 4. Влияние размера. Часто оказывается невозможным сопоставить впечатление от звучания вычурной формы ящика выше роста человека и щита 0,7 х 1,2 метра.
В бытность студентом я оказался в сообществе продавцов и покупателей импортной техники. Оказался только из-за знания английского, благодаря чему, при необходимости, читал на нем для тех и других мануалы девайсов и статьи в журналах. И вот, абсолютным «лидером» всех сравнений неизбежно и долго была кассетная дека AKAI GX9. Это не зависело от того, что осуществить качественную запись на ней было сложновато из-за небольшой по размеру ручки регулятора уровня записи и крайне неудобного ползунка регулировки баланса. И компактное расположение в лентопротяжке, если не ошибаюсь, 4-х двигателей, а отсюда – нагрев ленты в кассете тоже никого не смущали. Так же как и отсутствие динамического подмагничивания, которое уже было у «аппаратов сравнения». СтОила она просто довольно много (начиная с 2400 советских рублей в «первых руках») и очень агрессивно «промотировалась». Мне не нравилась. Не буду углубляться почему. Но я молчал. Чтобы не выгнали. И никто не хотел услышать (или не подал вида) что в нескольких обзорах был вердикт “best for pre-recorded tapes”, то есть – лучше всего использовать для прослушивания уже записанных лент (кассет). Что полностью совпадало с моими наблюдениями. Замечу, что готовых записанных в высоком качестве кассет тогда в продаже не было, и все записи делались самими владельцами с винила. Средняя зарплата в СССР в начале 80-х была 200 – 300 рублей. Прошло несколько лет, и появился на тот момент единственный из известных экземпляров TECHNICS RS-B100. Отдали за него, якобы 3800 рублей. И не очень стремясь его услышать, все, у кого «водились» «лишние» 4000-5000 пытальсь его тоже заиметь. И только со временем его «затмила» AIWA ADF990. ТомУ были причины, но никого не интересовало, что этот аппарат был довольно сложен в управлении, чтобы получить от него все преимущества…
Общие принципы преодоления Борются с субъективизмом при любом сравнении человеком посредством слепого метода. Ничего страшного. Название означает, что оценивающий не видит (не знает), что именно он оценивает. Так, дегустатор духов всегда проводит дегустацию с завязанными глазами. На его мнение может повлиять вид человека, вручающего ему полоску с каплей парфума (красивая женщина), вид флакона с духами, освещение и т.д. Сомелье при проведении строгой оценки вин тоже завязывает себе глаза, а в некоторых случаях, по требованию закупщика, может и зажать специальным зажимом нос, чтобы аромат вина не влиял на оценку вкуса.
Сравнения в звукотехнике При оценке звукотехники человек НЕ ДОЛЖЕН видеть звучащую аппаратуту и НЕ ДОЛЖЕН знать, какой именно комплект сейчас звучит. Делается это примерно так. Помещение прослушивания (не тесное) делят непрозрачным для глаз но акустически прозрачным занавесом, за которым устанавливают аппаратуру. Самый высокоуровневый вариант – когда в зале почти полная темнота и только у подлокотников слушателей есть слабое неоновое освещение, где на подставках есть блокнот и авторучка. Приглашенные СОВЕРШЕННО незнакомые слушателям и по возможности чуждые звуку люди (поиск их – отдельная задача организаторов) включают вразброс (в произвольном порядке) комплекты аппаратуры. Уровень громкости организаторы «выравнивают» предварительно. Звуковой материал также выбирают с учетом желаний участников. Все что сообщается слушателям собственно при сеансе прослушивания – это порядковый номер тестируемого комплекта. Что звучит, знают только 2-3 упомянутых случайных приглашенных человека. Слушатели ставят оценки каждому фрагменту прослушивания, а затем, упомянутые выше незаинтересованные приглашенные люди обобщают результаты. Это общая схема. Могут быть варианты. «Двойной слепой» метод – это когда среди слушателей есть и не имеющие отношения к прослушиваемой технике случайные приглашенные РАЗНЫЕ люди. Результаты подчас оказываются обескураживающие, а потому обычно не разглашаются, и никакие документальные свидетельства не оставляются.
Без такого подхода все коллективные так называемые «сравнения» бессмысленны. Это просто встречи друзей и единомышленников. Это отлично. Но никакого отношения к сравнению не имеет. А приглашая к действительно корректному сравнительному прослушиванию необходимо строго изложить предстоящую его процедуру.
_________________ Бывают поступки, после которых даже тараканы в голове аплодируют стоя... 050 246 3341; Viber/Telegram 068 362 3497; Skype: spswmsw
|