мысли от Владимира Большакова- " есть ИТУН, а есть пентодный усилитель. Но любой пентод можно сделать источником тока. Тот, у которого ветви смещения расположены горизонтально, легче, у веерообразных сложнее, т.к. приходится использовать только незначительную горизонтальную часть, проще говоря, слушать на небольшой громкости. Однако и у первого варианта, с горизонтальным расположением ветвей смещения, есть два случая работы. Первый, это упереть верхний конец линии динамической нагрузки в перегиб нулевой ветви смещения, как советуют справочники. Это будет пентодный усилитель, но не ИТУН, т.к. верхний конец линии динамической нагрузки будет скользить по вертикальной части ветви смещения, напоминающей триодную, крутую восходящую ветвь. В этом случае прирост напряжения и тока на положительной полуволне сигнала будет напоминать триод. Резонно предположить наличие у пентода триодных ноток. Некоторым это нравится, и они говорят, слушал пентод, но пентодного звука не услышал. Нижний конец линии динамической нагрузки будет скользить по горизонтальной части ветви смещения, т.е. ток на отрицательной полуволне сигнала не меняется. Получается, что полволны усилитель работает источником тока, а полволны источником напряжения. Этот режим не всем нравится, и они не любят пентоды. Второй вариант. Упереть концы линии динамической нагрузки в горизонтальные части ветвей смещения. В этом случае получаем ИТУН, т.е. и на положительной и на отрицательной полуволне сигнала будет меняться только напряжение, а ток оставаться постоянным. Я повторяю, это проще сделать и нагляднее выглядит у пентодов с горизонтальным расположением ветвей смещения, например 10Ж12С, 6Б8, 6Ж8, EL83. У пентодов с веерообразным расположением ветвей смещения это сложнее, но можно, если работать на укороченной линии динамической нагрузки, проще говоря, на небольшой выходной мощности. Надо нарисовать две линии динамической нагрузки, на пике и провале импеданса. Тогда и увидите, что на положительной полуволне сигнала приращение тока гораздо больше, чем на отрицательной. Ведь на отрицательной она скользит по горизонтальной части ветви смещения, а на положительной по вертикальной, похожей на крутую триодную ветвь. И по этой причине на ней приращение тока гораздо больше, чем на отрицательной.Мы рассмотрели случай традиционного построения наклона линии динамической нагрузки в перегиб нулевой ветви смещения. В этом случае прирост тока на положительной полуволне сигнала значительно больше, чем на отрицательной. Для ударных инструментов, т.е. ритмической музыки, это то, что надо. Жанровые предпочтения, рок. Далее. Если перевести пентодный усилитель в режим источника тока, о чем, собственно говоря я и толкую, т.е. пустить верхний конец линии динамической нагрузки по горизонтальному участку нулевой ветви смещения, то этот эффект пропадает, т.к. в этом случае прирост тока на положительной и отрицательной полуволне сигнала будет одинаковым, и незначительным. Такой режим в наибольшей степени подходит для джаза, блюза, вокала, камерной музыки. И как бонус. Пентодный усилитель можно настроить на лучшее воспроизведение именно ударных инструментов. Все будет зависеть от того, в какое место Вы упрете верхний конец линии динамической нагрузки. Если в перегиб, это то, что надо. И особенно если это 2-х тактный усилитель."
|