Вложение:
2069.jpg
Небольшой усилитель претендующий на название «простой однотактный пентодный для начинающих» Детали соответсвенно выбирались самые доступные.
В ламповом рунете довольно часто обсуждается усилитель Манакова на 6Ф3П и постоянно упоминается что 6Ф5П Винницкого завода хуже по звучанию, и всё в триоде, в триоде… Благодаря ажиотажу вокруг этой схемы 6Ф3П на рынке порой стоит бессовестных денег, а 6Ф5П кучами лежат со старых телеящиков, и порой совсем неиспользованные. Глядя на всё это безобразие было принято решение победить 6Ф5П и даже несколько превзойти в «живости» оригинальную конструкцию на 6Ф3П
. Результатом трёхдневного и ещё зимнего макетирования стала эта схема,
Вложение:
6Ф5П_1.GIF
первый каскад усилителя собран на триодной части 6Ф5П, благодаря второму каскаду в пентодном включении резистор автосмещения триода можно не шунтировать конденсатором, образующаяся в этом случае ОС по постоянному току понижает усиление первого каскада, но заодно выравнивает его характеристики. Выходной каскад собран на пентодной части 6Ф5П в родном включении и охвачен неглубокой параллельной местной ООС с анода пентода на его же сетку, такое решение позволило применить обычные ТВЗ-1-9 без очень серьёзного ограничения по НЧ. Особого упоминания заслуживает цепь питания второй сетки пентодной части, решение о общем питании первого каскада и второй сетки от одного RC фильтра не случайно. Такие включения часто были использованы в конструкциях 50-х-60-х годов, возможно для экономии доргих конденсаторов, а возможно и по иным причинам. Желающим сделать отдельный RC фильтр для драйвера не возбраняется это сделать.
Дальнейший «апгрейд» предполагал перевод вых. каскада на фиксированное смещение. Был изготовлен небольшой блок из отдельного маленького сетевого трансформатора 220\24 в. и лампы 6Х2П , которая применялась в ТВ в качестве детекторной. Схема особенностей не имеет и легко может быть переделана под полупроводниковые диоды (на схеме пунктиром) Подстроечные резисторы в блоке смещения использовать по возможности лучшие что есть, мною были использованы СП5-2ВБ. Блок питания выполнен на трансформаторе от радиол 2-го класса типа «Кантата-204» и др. Можно применить ТС-160, ТСШ-170. В макетном варианте в БП был применён один дроссель - Др -1,0-015 на оба канала в П-образном фильтре CLC (330мкф-Др-330 мкф) Принципиальную схему БП было решено нарисовать в классическом исполнении с разделением питания поканально, хуже от этого она не станет. Диодный мост составной на диодах типа SF38 или на диодной сборке на соответсвующее напряжение (смотреть ИБП компьтерные). Конденсаторы в блоке питания CapXon , есть лучше- ставьте.
Следуя «вредной» радиолюбительской привычке
накалы каждой лампы были посажены на землю около панелек через керамические конденсаторы 0.1 мкф из ???????, внизу этого безобразия на схеме есть классический вариант заземления накалов – через резисторы. . Конденсаторы к катодах выбраны по «окраске» на собственный слух, т.е. упоминание Nippon Chemicon ни в коем случае не заставляет вас бежать на рынок в поисках этих ниппонов, вдруг у вас на полке лежит что-то получше. Единственное что хотелось бы отметить - стоит выбирать электролитические конденсаторы для катодов с рабочим напряжением близким к напряжению смещения. В данном случае для катода первого каскада был выбран Nippon Chemicon с номинальным напряжением 4 В из материнской платы, рядок оных стоял около сокета на фильтрации напряжения питания ядра процессора.Соответственно в катод выходной лампы был добыт конденсатор на 35 В из другого «плибора». Резисторы МЛТ – 0,5 Вт-1Вт, в катоде вых. каскада КК (керамический китайский) на 5 китайских ватт. При возможности резисторы лучше заменить на ВС или ПТМН , а КК на ПЭВ к примеру.
Темброблок : Идёт отдельной и необязательной опцией. Краткое описание из литературы : «простой комбинированный регулятор тембра с одним органом управления, весьма удобный для применения. В нижнем (по схеме) положении движка первого переменного резистора АЧХ близка к линейной во всем диапазоне частот. При перемещении его вверх появляется подъем на низших частотах, причем низкочастотная точка перегиба в процессе регулирования сдвигается в область более низших частот. При дальнейшем перемещении движка верхняя (по схеме) секция резистора включает в работу конденсатор 2000 пФ, что приводит к подъему высших частот» В случае острого подъёма ВЧ с вашими АС конденсатор 2000 пФ замените на 1500-1000 пФ. После регулятора тембра (далее РТ) следует регулятор громкости. РТ ослабляет сигнал и при его применении рекомендуется зашунтировать катодный резистор первого каскада конденсатором для повышения коэфф. усиления.
Режимы и рекомендации по сборке-наладке:
Если паяльник в руках не держали, то лучше не начинать с усилителей вобще, лучше попробовать кубик спаять из проводов. Ну а если с паяльником и «плибором» жёлтым на ты, то наладка не составит труда, режимы лампы согласно даташиту на неё, резистор ООС можно выполнить составным – например постоянного номинала 100 кОм и последовательно ему переменник включенный реостатом 500 кОм. Добились самолучшего звука – измерили получившееся сопротивление, подобрали резистор подходящего номинала - впаяли и забыли. А можно так и оставить крутилочки для экспериментов.
Если лампа постоянно «зудит» вне зависимости от перепайки земляных проводников, введения антипаразитных резисторов, заземления разъёма в разных точках и регулятора громкости – значит замените лампу, этой очень нравится генерить, благо 6Ф5П стоит дёшево, а иногда достаётся задаром. Могу ещё напомнить в стиле МАИ – не применяйте убитых ламп, старайтесь выбирать из БУ некопчёных. В варианте с фиксированным смещением прежде выставьте максимальное отрицательное напряжение на сетке вых. каскада, затем при прогреве уменьшайте, замеряя на резисторе 1 Ом падение напряжения которое будет равно силе тока. Как видите ничего сложного нет, а отличается от триодного включения ИМХО в лучшую сторону. Никаких формул писать не буду, считаю что нужно «загореться» сначала от успешно повторённой конструкции, а тяга к знаниям прийдёт, и трансформаторы станут лучше и раб. точки почти сами на ВАХ начнут становиться .
Заключение. А его напишу в стиле жёлтенькой аудиопрессы
. «Усилитель обладает собственным почерком, заметно влияние выходного каскада в пентодном включении, звук наполненный и вместе с тем воздушный в отличии от триодного включения.» «Саундстейж» будет сильно зависеть от ваших вложений в АС и комнату. Данный девайс макетился в паре с самодельными полочными АС на отечественных низкочастотниках (дабы не вызывать бурю в стакане воздержусь от названия) и ВЧ головках 2ГД36 с фильтром первого порядка. Музыкальный материал : Dire Straits, Fourplay, George Duke, Roger Waters… Отмечу – Марк Нопфлер больше всего возрадовался.
Вложение:
0156.jpg
После таких дел было решено удостоить девайс корпусом. Дизайн и внешний вид – отдельная история, потому только один снимок начала этой истории.
Вложение:
1613.jpg
p.s. эта маленькая статейка не претендует на бестселлер , писалась на одном дыхании.