АудиоПортал ИНФО http://audioportal.info/forum/ |
|
Катушки для кроссовера. http://audioportal.info/forum/viewtopic.php?f=4&t=1494 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Justas [ 31 июл 2014 ] |
Заголовок сообщения: | Катушки для кроссовера. |
Катушка для ФНЧ должна соответствовать двум основным требованиям. Иметь низкое активное сопротивление (Rdc) и вносить как можно меньше искажений. Бескомпромиссная намотка на «воздухе» второму требованию соответствует, а с первым проблема. Мне по расчёту, на фильтр LR2 с частотой среза 350 гц, нужна катушка 4.7 mH. По аксиоме: Rdc = 5-10% от Re, мотать нужно толстым проводом и размеры получаются внушительными. Страшно подумать о размерах для частоты, скажем 150гц. Хотя не перевелись на Руси богатыри, мотают. Для сокращения размеров, экономии провода и в конечном итоге малом Rdc, логично напрашивается сердечник. Но как известно, любой сердечник вносит в сигнал нелинейные искажения: влияет насыщение, частотные свойства и т.д. А у буржуев, они во всю применятся даже в сверхтоповых колонках. Вот к примеру часть кроссовера Троэлса (хоть он и является диллером аудиокомпонентов, для меня он уважаемый аудиоконструктор). Вложение: Jenzen-Ill_Xover-pics-2.jpg Наряду с дорогущими Супримами и ленточными катушками применяются катушки на феррите. Цена их тоже немалая, Jantzen C-Coil на 4.7 mH стоит в (не к ночи будет помянутой) аудиомании - 2 874 руб, но его Rdc составляет всего 0,05 ом! По вопросу искажений есть ролик https://www.youtube.com/watch?v=sxJBK4JIYJk Я, в силу привычки и врождённой скупости, катушки мотаю сам, воздушные и на подковах легендарных ТС180 –ТС310. ![]() Так как информация по искажениям для таких конструкций практически отсутствует, поступил по принципу: лучше один раз померять самому, чем сто раз услышать от других. Итак: имею катушку 4.7 mH, намотанную на сердечнике от ТС180, проводом 2мм, с Rdc=0.23 ом. С такой же индуктивность воздушную не нашёл, соединил последовательно 3шт мотанных таким же проводом. Получившаяся индуктивность 4.8 mH, Rdc=0.75 ом. Вот они на фото: Вложение: катушки.JPG Маленькая катушка с обрезком сердечника (4.7 mH, Rdc=0.72 ом, 1мм) в измерении участия не принимала. Схема стенда для измерений Вложение: Схема измерения катушек.JPG АЧХ фильтров. Вложение: АЧХ.png Фильтр на «воздухе», в силу большего Rdc, съедает 1 дб, что не принципиально. Важнее, худшее демпфирование динамика (если не поставлена задача его сознательно ухудшить). |
Автор: | Justas [ 31 июл 2014 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Катушки для кроссовера. |
Продолжение. Измерения Кг проводились на нагрузке 8 ом при мощности 10 вт, в диапазоне на котором обычно работает басовик в трёхполоске, т.е. 40,80,160 и 320 гц. Графики - сверху в низ: усилитель на прямую, катушка на воздухе, катушка на железе: 40гц Вложение: 40гц.png 80гц Вложение: 80 гц.png 160гц Вложение: 160 гц.png 320гц Вложение: 320 гц.png Итак: катушка на «воздухе» не преподнесла никаких сюрпризов. Кг в полосе пропускания монотонно снижается. А на «железе», наоборот растёт! Что это? Возможно ухудшение частотных свойств сердечника. Итог: даже разомкнутый сердечник, действительно вносит искажения. К примеру на частоте 160 гц, общий Кг катушки с сердечником, больше катушки на воздухе в 4,5 раз. С другой стороны, искажения в 0,028% (при Кг всего стенда 0,011%) – мелочь, я молчу про собственные искажения динамика на этих частотах. Так что катушки с сердечником из трансформаторного железа, имеют право на жизнь. Но кроме этих проблем, у LC фильтров существует так называемая "накачка", проявляющаяся в появлении на АЧХ горба 2-3 дб. И ещё они работают как магнитные антенны, "зуд" от паяльника с фазоимпульсным регулятором, слышен в колонке на растоянии 0,5 м от паяльника. По этому, я в последнее время предпочитаю активное деление полос НЧ и СЧ+ВЧ P.S. В даташитах на крутые катушки, присутствует интересный параметр, который я перевёл как: вибрация катушки по частоте. Вложение: Тест катушек индуктивности для фильтров АС_copy.jpg
|
Автор: | Юран [ 31 июл 2014 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Катушки для кроссовера. |
Максим, спасибо за ваши тесты! было очень интересно ознакомиться с вашими экспериментами))) И ещё у меня возник вопрос: подскажите, а как можно измерить, на какой мощности сердечник пошёл в насыщение? и что будет, если использовать для сердечника сразу 2 или 4 подковы, например постав их вот таким способом ><. |
Автор: | Justas [ 31 июл 2014 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Катушки для кроссовера. |
Использовать для сердечника сразу 2 или 4 подковы, не возбраняется. Но мне всегда хватало одной. Если не помещается, можно взять сердечник от ТС-310, катушка будет шире почти в 2 раза. Насыщение можно определить по резкому росту гармоник, но чтобы такой разомкнутый сердечник ввести в насыщение, это же сколько ему ввалить надо? Силовые трансформаторы я никогда не рассчитывал по формулам. Существует довольно примитивная схемка для определения оптимального количества витков на вольт. Вложение: Схема измерения.JPG Наматывается пробная обмотка (один слой на каркасе или на торе) и снимается ВАХ по нескольким точкам. По X - вольты, по Y - миллиамперы. ВАХ выглядит как прямолинейно растущий начальный участок, затем следует плавный загиб переходящий в более крутой (насыщение). Смотрим при каком напряжении начинается загиб. Делим количество витков на это напряжение и получаем оптимум вит/вольт. Хочется меньшей индукции - выбираем точку на прямолинейном участке. Думаю этот метод применим и к катушке. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 2 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |