OM293 писал(а):
Цифра 6 дБ - это для 4pi, для свободного пространства, для чистого поля. В КДП потери НЧ составляющей будут меньше, может 2-3, может 1 дБ, а может вообще 0. Все зависит от комнаты, чем она меньше, тем потерь баса тоже будет меньше, например, в салоне легкового автомобиля 6ас-2 будет звучать вообще без потерь НЧ, но сейчас не об этом. В данной теме мы говорим о 6ас-2 на природе, так что обсуждаемые потери - 6 дБ. Их можно компенсировать полностью, можно не полностью, можно оставить все как есть.
Про кладовки и автомобиль говорить не будем, там из-за малых размеров действует компрессионный эффект. В автомобиле герц с 70-и и ниже (при условии – двери и стёкла закрыты).
Кстати, потери баса от баффл-степ и компрессионный эффект, никак не связаны. Наоборот, если в салоне работает динамик обладающий ровной горизонтальной АЧХ, то при снижении частоты сигнала начиная с некоторого значения, звуковое давление в салоне начинает расти (12дБ на октаву), притом что подведенная к динамику мощность остаётся неизменной. Частота, начиная с которой это происходит, определяется размерами салона.
Эффекты Baffle-Step возникают гораздо выше по частоте. В случае с 6АС2 – ниже 1000 Гц.
Да, мои АС проектировались для 4pi. Хотя и дома на НЧ они звучали неплохо, бесплатный подъём на НЧ обусловленный рум-гейном – это даже плюс.
download/file.php?id=17559&mode=viewЧтобы не заниматься абстрактным подсчётом потерь в КДП, давайте внимательно посмотрим на Ваши же графики:
Вложение:
Сравнение.png
Масштаб шкалы в 100 дБ для мурзилок, но присмотревшись, разобраться можно.
На расстоянии 5cм от диффузора, на АЧХ практически не влияет ни комната, ни баффл-степ. АЧХ НЧ динамика в таком масштабе кажется ровной, но на самом деле присутствует спад в 4 дБ, с 1000 до 700 Гц.
На измерении с 1м, уже видно влияние комнаты, но общий ход АЧХ понятен. Спад более пологий и достигает уже 10 дБ. 4 дБ это АЧХ динамика + 6 дБ - баффл-степ.
Вот это:
download/file.php?id=13897&mode=viewНичего не напоминает?
Поговорим ещё о рум-гейн (передаточной функции комнаты). В данном случае, я имею в виду все комнатные эффекты, кроме компрессионного. А вот она (передаточная функция комнаты), зависит от размеров КДП, места расположения АС относительно пола, стен, углов. Если бы не было рум-гейн, АЧХ при измерении с 1м, продолжала бы валиться ниже 150 Гц (как на АЧХ снятой с 5 см). В Вашем случае с 60 до 150 Гц, вместо спада в 10 дБ, довольно ровная полка. Но повторюсь, к баффл-степ это никаким боком.
Цитата:
Однако, поднять уровень звукового давления басов на 6 дБ можно только увеличением подводимой к динамику мощности в 4 раза и никак иначе, ну нет иного способа, нет его, хоть тресни !
При этом, чтобы выровнять АЧХ, уровень СЧ придется понизить, тем или иным способом, на те же 6 дБ.
Спокойно, не надо трескать.
Где я говорил о поднятии басов корректором? Естественно: «чтобы выровнять АЧХ, уровень СЧ придется понизить, тем или иным способом, на те же 6 дБ»
Что в этом страшного? За редким исключением (высокочувствительные широкополосники), в пассивном кроссовере все полосы подтягиваются к НЧ полосе делителем, т.к. чувствительность пищалки выше басовика. Я уже писал: «Все многополосные современные высококачественные акустические системы, (и винтажные в том числе) с чувствительностью около 90 дБ, в 90% случаях, имеют делитель на ВЧ динамике. А нередко и на СЧ»
Нет, если Вам нравиться слушать кричалку с такой АЧХ, то как говориться – флаг в руки.
Цитата:
Кстати, субъективная громкость вещь капризная и неизмеряемая в отличие от уровня громкости, который в фонах и численно совпадает с уровнем звукового давления в децибеллах.
Субъективная на то и субъективная, потому как измеряется и сравнивается природным прибором, ухо-мозг.
А как ещё можно измерить среднее звуковое давление АС, если её АЧХ имеет скачёк в 10 дБ (разве что шумомером, учитывающим распределение мощности по звуковому диапазону). Причём это не какой-то узкополосный провал или подъём, а полка на 3-4 октавы.
Цитата:
Бас подняли, слушаем.
Искажения НЧ увеличились, ведь отдачу на НЧ мы подняли за счет увеличения хода диффузора динамика, а чем больше смещение диффузора, тем больше искажений.
Но у нас этот же динамик излучает и СЧ диапазон, соответственно и качество СЧ ухудшилось, возросли все виды искажений, и THD и IMD. У 6ас-2 и без насилия над динамиком с искажениями все очень плохо, а при компенсации баффл степа на 6 дБ вообще будет катастрофа.
Мы поднимаем не бас. С корректором уровень НЧ не затрагивается, а на СЧ-ВЧ понижается на 6 дБ. Но так как распределение мощности по всей звуковой полосе не равномерно, то на участок выше 300 Гц приходится всего 50% мощности. Поэтому, что бы получить ту же субъективную громкость, мощность усилителя нужно поднять не на 6, а на 3 дБ. Соответственно THD и IMD на СЧ, будут даже меньше. С НЧ Вы правы, поднятие мощности усилителя на 3 дБ, приведёт к большему смещению диффузора, и соответственно к росту искажений.
Но у меня уже не ЗЯ, а ФИ.
У ФИ в районе частоты настройки (73 Гц), смещение диффузора (Cone excursion) минимально. До частоты 50 Гц, оно меньше чем в ЗЯ. Так что ничего фатального нет.
download/file.php?id=13920&mode=viewК тому же ФИ в сравнении с ЗЯ, даёт солидный прирост звукового давления в диапазоне 50 – 300 Гц.
Вложение:
ФИ-ЗЯ.PNG
Цитата:
Юстас, в вашем посте от 02 мая меня смущают несколько моментов :
- вы пишете, что ТНD вашей акустики 0,005 %.......
что-то тут не так, поясните, пожалуйста
0,005 % и 0,01 % на мощности 1 и 4 Вт. Это THD усилителя. Я отвечал на Вашу фразу: «Для достижения той же громкости звучания, при снижении чувствительности СЧ/ВЧ на 6 дБ, потребуется увеличение подводимой мощности в 4 раза, а чем больше мощность, тем больше искажения.»
- вы привели график распределение мощности по полосам......
да, распределение мощности зависит от частоты кроссовера, если акустика имеет 2 полосы, то при частоте
раздела 3000 герц, 80 % мощности сигнала приходится на НЧ/СЧ диапазон...
но как это связано с мощностью, требующейся для тонкомпенсации ?
- вы пишете что "....низкочастотный диапазон наименее подвержен коррекции компенсатором.... "
но ведь мы корректируем именно НЧ диапазон, увеличиваем его уровень громкости..
Ещё раз. Компенсатором режется СЧ/ВЧ диапазон, на который приходится только 50% всей мощности. Оставшиеся 50% приходятся на частоты ниже 300 Гц, уровень которых, компенсатор не понижает.
PS
Эта музыка будет вечной