Уважаемые друзья и коллеги!
Эта тема задумывалась более двух лет назад. И вводный текст был написан тогда же. Но… сначала пошли эксперименты и я решил отложить это дело, затем времени не было заняться ее размещением, а потом началась война… Я понимаю, что, возможно, сейчас мое писательство совсем не актуально, но, если этим не заниматься и не переключать мозги на хобби, то можно просто кукухой поехать… Поэтому тем, кто хоть немного со мной согласен в этом вопросе – добро пожаловать!
В этой теме я хочу затронуть вопрос предварительного усиления в аудиосистеме. Насколько это необходимо? Может, это напрасная трата времени и денег? Или наоборот, предусилитель волшебным образом преображает звук, делая его изумительным и неподражаемым?
Что думают об этом специалисты и обычные меломаны? С «научной» точки зрения, у предусилителя есть определенные функции, которые на него возлагаются. Перечитав некоторое количество ресурсов в интернете и побродив по тематическим форумам, я выделил основные из них:
- усиление слабых входных сигналов до уровня, пригодного для подачи на конечную ступень усиления – УМЗЧ;
- усиление сигнала по току для того, чтобы исключить потери на ВЧ из-за паразитной емкости кабеля и иметь возможность возбуждать УМЗЧ с небольшим входным сопротивлением;
- регулировка уровня громкости и коррекция АЧХ (темброблок, эквалайзер);
- обеспечение работы с несколькими источниками сигнала (селектор входов), в том числе с проигрывателем виниловых дисков (для этого в составе предусилителя должен быть фонокорректор);
- индикация уровня сигнала.
А что думает о предварительном усилении обычный средний любитель музыки, находящийся в поиске своего звука и всегда желающий поднять уровень своей системы на ступеньку выше? И вот здесь, когда на сцену выходит субъективный момент, становится видно, что мнения есть самые разнообразные, вплоть до абсолютно противоположных. Кто-то в восторге от имеющегося у него предусилителя, а кто-то считает, что дополнительная сущность в тракте никак не сможет улучшить звук, а только ухудшит его. К тому же, в эксплуатации у ценителей музыки находится немало так называемых полных УМЗЧ, в составе которых уже имеется предусилитель. А вот тем сомневающимся, у кого такой «сущности» нет (к этой категории я отношу и себя), остается либо развеять свои сомнения на практике, либо продолжать сомневаться дальше.
Сомневаться мне не хотелось, поэтому было принято решение построить предусилитель и оценить его полезность (или бесполезность) в тракте звуковоспроизведения.
Прежде чем заняться выбором и расчетом схемы и режимов, я решил конкретнее определиться с тем, чего бы я хотел получить от сей «сущности». И здесь самое время рассмотреть перечисленные выше функции предусилителя в свете современных взглядов, реалий и применительно к конкретным условиям его эксплуатации. Пойдем по порядку.
Первый пункт – усиление слабых сигналов. Сейчас все источники сигнала ЗЧ – проигрыватели CD, ЦАПы, ресиверы, звуковые карты компьютеров – имеют на своих выходах сигналы с уровнем порядка 1-2 В. Исключение составляют старые модели магнитофонов, у которых стандартный уровень сигнала на линейном выходе составляет 0,25 В. Но и такого уровня достаточно для подачи на входы большинства усилителей мощности. Откровенно слабыми можно считать сигналы с микрофонов и звукоснимателей. Однако, необходимость использования микрофона в домашней звуковоспроизводящей системе мне представляется довольно сомнительной, во всяком случае, я его точно не использую. А звукосниматель должен подключаться к фонокорректору, который сейчас, в основном, принято выполнять в отдельном корпусе.
Второй пункт – усиление по току. Считаю этот тезис основополагающим. Выходной каскад предусилителя должен исправить все огрехи производителей источников сигнала – иметь низкое выходное сопротивление и отдать на выход достаточную мощность, чтобы можно было не оглядываться на качество межблочного кабеля и входные параметры УМЗЧ.
Третий пункт. Регулятор уровня выходного сигнала (громкости) – конечно, необходим. Некоторые УМЗЧ, рассчитанные на совместную работу с предусилителем, не имеют регулятора громкости. Регулировка тембра может быть полезна, например, при прослушивании магнитофонных записей недостаточного качества, а также при наличии каких-либо особенностей помещения, где ведется прослушивание. Но регулятор тембра должен быть отключаемым.
Четвертый пункт – селектор входов. Безусловно, нужная вещь. Три-четыре входа должно быть достаточно. Что касается фонокорректора – вы не поверите. Нет у меня вертушки. Оставим этот вопрос на потом.
И, наконец, последний – пятый пункт. Индикация – сервисная функция устройства, здесь все зависит от желания потребителя – иметь или не иметь. В принципе, я не считаю этот элемент необходимым в данном случае, поэтому обойдемся пока без него.
Исходя из вышесказанного, формулирую требования к будущему предусилителю. Первое – коэффициент усиления схемы может быть в пределах 1-2. Второе – необходимо обеспечить малое выходное сопротивление выходного каскада. Третье – ставлю регулятор громкости и отключаемый темброблок. Четвертое – селектор на 4 входа. И еще, поразмыслив, я решил снабдить аппарат выходом для наушников, причем как низкоомных, так и высокоомных.
Все вышесказанное имеет абсолютно общий характер, без привязки к какой-либо элементной базе. И сейчас пришло время напомнить, что предусилитель будет ламповым. Поэтому выходной каскад будет трансформаторным.
Селектор входов реализован на малогабаритных 12-вольтовых реле Takamisawa. Схемотехника тривиальная, пояснений не требует.
Вложение:
схема.jpg
Реализация входного каскада темброблока была подсмотрена у Д. Андронникова, здесь я применил лампу ЕСС189. Схема собственно темброблока используется мной уже довольно давно, это вариант, выбранный из нескольких подобных по наилучшему (на мой взгляд) звучанию. Автор схемы – С. Сергеев, я внес лишь небольшие изменения. Темброблок отключаемый, как и говорилось ранее.
Выходной каскад предусилителя (он же – собственно предусилитель) собран на лампе EL84 в триодном включении с выходным трансформатором. Все режимы ламп указаны на схеме, а параметры ТВЗ - на рисунке.
Вложение:
Схема.jpg
Вложение:
ТВЗ.JPG
Блок коммутации выходов. Устройство может работать в двух режимах – как предусилитель и как ушной усилитель. Переключение между ними происходит автоматически при подключении головных телефонов. Выходные трансформаторы имеют по два отвода для подключения нагрузки – 32 и 270 Ом. Это сделано для того, чтобы можно было пользоваться головными телефонами с различным импедансом – и низкоомными, и высокоомными. Выбор осуществляется переключателем. Если наушники не подсоединены, то выходы ТВЗ подключены к RCA-выходам аппарата и он становится предусилителем.
Вложение:
Схема.jpg
И, наконец, блок питания. Тоже без выкрутасов, все просто и понятно. Таймер задерживает подачу анодного напряжения на 35-45 с, которое затем нарастает плавно в течение примерно 15-20 с. Для лучшей развязки по питанию для каждого канала используется отдельный транзистор фильтра. Накальные цепи имеют положительный потенциал относительно общего провода для подавления фона.
Вложение:
Схема.jpg
Немного о параметрах получившегося экземпляра. Коэффициент усиления чуть более 1. Коэффициент нелинейных искажений при входном напряжении сигнала 0,75В составляет 0,33%. Диапазон воспроизводимых частот по уровню -3 дБ 20 Гц … более 20 кГц. Уровень шума -85 дБ.
Субъективные ощущения от прослушивания. Использовались двухтактный УМЗЧ на EF94 + 6BG6G и АС RCF BR35. Слушал сначала с отключенным ТБ. Охов и ахов не было, но почувствовался, хоть и не очень выраженный, но явный эффект «как будто уши прочистили» на СЧ и нижних ВЧ. Включение в тракт темброблока значительно «оживило» старые записи на магнитной ленте.