Друзья и коллеги, попробую ответить по порядку.
1. Общеизвестная рекомендация стабилизировать вторую сетку экранированных ламп относительно катода требует некоторого уточнения. Для такой стабилизации подразумевается, что вторая сетка питается от отдельного источника (батареи или выпрямителя), не связанного с любыми другими источниками питания, то есть – как на рисунке – используется «висячее» питание.
Вложение:
TubeScreenPower.jpg
При этом такое питание осуществляется совершенно автономно, то есть – не зависит ни от чего постороннего и само не меняет другие режимы лампы. Но, как только мы заводим на катод любую другую схему питания второй сетки, связанную с основным источником питания (через «землю»), то картина меняется: колебания напряжения питания сетки вызывают изменения тока через цепочку стабилитрон-гасящий резистор (за счет этого и происходит стабилизация), а такое изменение тока далее «по цепочке вниз» веден к изменению тока через катодный резистор. Как результат – не нем меняется падение напряжения и – следовательно – смещается («дергается») рабочая точка лампы. Решив одну задачу, мы создаем новую проблему. Я к этим выводам пришел в ходе тягостных раздумий о том, почему у меня никогда стабилизация сетки от катода не улучшала звук. Чаще всего ничего не менялось, иногда – было ухудшение, но никогда не было улучшения. Вот поэтому я всегда стабилизирую сетки между анодным (или отдельным) источником и «землей». Используемый здесь вариант включения стабилитрона имеет важное преимущество: полное отсутствие громкого щелчка в громкоговорителях при включении. Дело в том, что при балластном резисторе «на анодное питание» при возрастании напряжения в ходе прогрева лампы потенциал на второй сетке сначала равен анодному, а после зажигания стабилитрона резко падает, из-за чего скачком возрастает анодный ток, что и дает щелчок. А если балластный резистор соединен на «землю» (а стабилитрон соединен с анодным питанием, как в обсуждаемой схеме) то потенциал второй сетки сначала равен нулю, а после зажигания стабилитрона принимает нормативное значение; ток анода при этом скачком падает, что дает почти незаметный щелчок. Что касается собственно качества стабилизации при таком, как в схеме, включении стабилитрона, то она, безусловно, не столь «фундаментальная», как при обычном включении (резистор от анодного питания). Однако в однотактных схемах это вполне приемлемо.
2. По поводу скромного размера выходных трансформаторов. Поскольку я ставил задачу сделать максимально компактный усилитель при хороших звуковых характеристиках, то провел серию экспериментов по выбору минимально «приличных» размеров (и индуктивности) трансформаторов. У меня получилось, что для лампы 6528А с Ri=245 Ом минимально приемлемым является трансформатор с индуктивностью 8-10 Гн. Для ламп с Ri=600 Ом (6П36С в триодном включении) данная величина возрастает до 20 Гн. ГУ-50 в триодном включении с ее Ri=750-800 Ом требует «по минимуму» 25 Гн. Подчеркну, это мои впечатления. Вот поэтому для данной схемы эти Эдкоры полностью подошли, учитывая индуктивность, размеры и допустимый для данной их модели анодный ток 200 мА. Благодаря последнему обстоятельству у меня была большая «свобода маневра» апробирования нескольких выходных ламп.
3. Напряжения на анодных обмотках (под нагрузкой) – по 255 вольт.
4. С некоторыми условностями – да. Этот драйвер, я думаю, можно считать в некоторой мере универсальным для ламп, "тяжелых" в раскачке. Лимитировать его применение может только режим (величина смешения) выходной лампы. Я встречал схемы на 6С33С и 6С41С со смещением от –40 до –90 вольт. Усиление 6Ж6С при таком, как в обсуждаемой схеме, питании и такой анодной нагрузке и без шунтирующего конденсатора в катоде получилось около 40. То есть, при чувствительности 1 В(эфф), что соответствует 1,4 В(ампл), амплитуда выходного напряжения составит 56 вольт. Если смещение выходной лампы будет не более –56 вольт – то этот драйвер подойдет без переделки. Если же будет выбрано бОльшее смещение для 6С33С или 6С41С, то можно увеличить напряжение анодного питания и величину сопротивления анодного резистора (ВАХи покажу позже). Или можно шунтировать катодный резистор.
Если немного обобщить, то я все больше убеждаюсь, что:
- не следует считать идеалом максимально короткий тракт (из 1 или 2 ламп), в целом ряде случаев это неоптимально
- согласен с Михаилом (Лектор), что двухламповый драйвер – хорошее решение
- раскачивать мощные (в т.ч. стабилизаторные) триоды нужно через катодный повторитель
- катодный повторитель даже сам по себе совершенно не портит звук.
5. В однотактном усилителе (в отличие от двухтактного) сигнал «мотается по кругу» лампа-трансформатор-БП. БП при этом должен быть максимально «прозрачен» для сигнала. Это, в целом, достигается путем уменьшения выходного сопротивления БП путем увеличения емкости конденсаторов фильтра. Однако по моим впечатлениям, аналогичный результат дает сочетание электролитических и неэлектролитических конденсаторов в фильтре. Более того, у меня получалось, что при увеличении суммарной емкости фильтра свыше 500 мкФ в звуке появлялась «муть». Не исключаю, что использовал не самые лучшие конденсаторы. А вот в сочетании с неэлектролитами – пока все было хорошо. Подчеркну, что речь идет об однотактных усилителях. Добавлю, что я СЕ усилители мощностью более 8 ватт не делал, а слушаю обычно на мощности не более 3 ватт. Допускаю, что для усилителя на 6С33С с ее использованием "на полную" может реально быть нужен БП с фильтром на конденсаторах намного большей емкости...